Примеры страниц ![]() |
Морская коллекция |
||
Морская коллекция № 5 1998 год
Лидеры типа «Ленинград»П.И. Качур 32 страницы |
![]() |
||
Монография рассказывает об истории создания, конструкции и боевом пути советских эсминцев типа «Ленинград» (проект 1) и типа «Минск» (проект 38) - первых крупных боевых кораблей Советского ВМФ, активных участников Второй мировой войны. В выпуске содержатся чертежи, рисунки, 60 фотографий, 3 цветные схемы.
|
|||
Морская коллекция 1998 год | |||
На главную 1 - Броненосцы типа «Пересвет» 2 - Крейсера типа «Свердлов» 3 - Винджаммеры: «Падуя» и другие (торговые парусные суда) 4 - Российский Императорский флот 1914-1917 5 - Подводные пираты Кригсмарине (германские подводные лодки VII серии) 6 - Лидеры типа «Ленинград» (эсминцы типа «Ленинград» и «Минск»)
Уже во время строительства кораблей их ввели в новый класс — лидеров. До известной степени переквалификация кораблей являлась натяжкой, так как по своим тактико-техническим элементам они соответствовали новейшим зарубежным эскадренным миноносцам. В то же время по сравнению с «новиками» (все еще остававшимися в строю) новые лидеры советского ВМФ производили впечатление гораздо более сильных во всех отношениях кораблей. Общий проект будущего лидера выполнялся с сентября 1930 года в БСПС под руководством В.А.Никитина. Ответственным исполнителем проектных работ был П.О.Трахтенберг; машинно-котельную установку проектировал механический отдел, который возглавлял А.В.Сперанский. Наблюдение за проектированием от ВМФ вел старший приемщик по кораблестроительной части А.Э.Цукшвердт. Корпус лидеров отличался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 15° к вертикали. Отношение длины к ширине (10,9) превышало значение, принятое для «новиков». Теоретический чертеж был оптимизирован по результатам испытаний нескольких десятков моделей в опытовом бассейне. Исходя из требования достижения заданной скорости были приняты острые образования кормы. Из-за этого гребные валы выводились наружу через длинные выкружки (так называемые «штаны») и не имели традиционных кронштейнов. Это решение, как и выбор обводов корпуса в целом, казалось тогда удачным. Вследствие длительного перерыва в проектировании крупных надводных кораблей конструкторы лидеров для перестраховки заложили большие запасы по весовой нагрузке, гарантировавшие, что при постройке не будет превышения проектного водоизмещения. Для достижения высокой скорости требовалось создать мощную, с малыми удельными показателями по массе и габаритам, надежную энергетическую установку. В окончательном варианте приняли трехвальную паротурбинную установку с тремя главными водотрубными котлами треугольного типа производительностью по 135 т/ч с суммарной мощностью 66 000 л.с. Для повышения живучести лидеров проектом предусматривалось линейно-эшелонное расположение главной энергетической установки в пяти отсеках в средней части корпуса. Главные котлы проектировались под руководством Э.Э.Папковича, непосредственно разработкой ГТЗА руководил Б.С.Фрумшн. Серьезной проблемой стало создание артиллерии главного калибра. Заказ на опытный образец 130/45-мм установки, получившей обозначение Б-13, был выдан заводу «Большевик» 8 декабря 1930 года. |
|